Я обещал(а) цитаты - я дам цитаты.
Ибо есть вещи, которые я не прощаю. Например, беспочвенные обвинения себя в незнании чего-либо, что я знаю. Это оскробление моей чести - поверь мне, для меня это слово значит много.
Вы НЕ привели цитат из Профессора, более того - Вы МНЕ ничего НЕ доказали. Приведенная Вами цитата про Тар-Кириатана не есть Профессор, ибо у него назгулы вообще не названы - только Ангмарец (Король-Чародей, Король Ангмара, Верховный Назгул).
Доказательство "не описано, значит, сделаем" я тоже не принимаю - оно не конструктивно.
Итак, вопроса на повестке дня было два - мог ли возродиться Феанор и какие были орки. Ах, да, еще людская магия.
Великолепно.
Начнем с первого, к нему проще всего привести примеры и цитаты.
Возрождение эльфов в теории и практике. Феанаро.
Начнем с теории.
На это у меня цитаты из "Законов и Обычаев Элдар"
Если те повинуются этому призыву, у них есть различные возможности. Протяженность времени, которое они проводят в Ожидании, зависит частично от воли Намо Судии, владыки Мандоса, частично от их собственной воли. Они считают счастливейшей судьбой быть возрожденными после Ожидания, ибо так зло и горе, которые они претерпели, лишившись своего природного хода жизни, могут быть исправлены.
Практика - Лаурэфиндэ Глорфиндель.
Что же такого особенного в этом Глорфинделе? Впервые он появляется в конце главы "Схватка у Брода", во "Встречах и свиданиях" о нем упоминают, но самого его там нет (о нем разговаривают Гэндальф и Фродо), на Совете Элронда он присутствует достаточно долго, дабы еще больше запутать и усложнить вопрос о Бомбадиле, а затем исчезает и не появляется до самого конца, пока Арвен не приезжает в Гондор и не выходит замуж за Арагорна в главе "Наместник и король". За исключением того, что он посадил Фродо на своего белого эльфийского коня и светился, как рождественская елка, у переправы через Бруинен, что такого особенного он совершил? Единственный его поступок, достойный славы - упомянутое в Приложении А прибытие в Ангмар во главе эльфийской армии и окончательный разгром Короля-Призрака на севере.
Толкин сделал попытку переписать историю Туора и Гондолина, но дошел только до того, как Туор впервые бросает взгляд на расстилающуюся перед ним долину Тумладен и на Гондолин. Глорфиндель на короткое время появляется в истории об Арэдель и Маэглине как один из военачальников, которых Тургон назначил ей в сопровождающие, но потом Толкин решил, что Глорфиндель, Эктелион и Эгалмот не могли быть теми эльфийскими лордами, которых так ужаснула Нан-Дунгортэб, что они в отчаянии свернули с пути и потеряли ту, о ком должны были заботиться. Он решил, что лучше будет не называть их имен. Это решение, наравне с замечаниями об эльфийской смерти и возможном возрождении в "Атрабет Финрод ах Андрет", показывает повышение позиции Глорфинделя в бурлящем котле мыслей Профессора.
- А Ривенделл и эльфы? Ривенделлу ничего не грозит?
- Да - пока не завоевано все вокруг. Эльфы могут страшиться Темного Владыки, могут бежать от него, но они никогда больше не станут слушать его слов и служить ему. А здесь, в Ривенделле, по-прежнему живут злейшие его враги - эльфийские мудрецы, владыки эльдар, некогда прибывшие из-за Моря. Они не боятся Призраков Кольца, ибо те, кто жил в Благословенном Краю, существуют одновременно в двух мирах, и обладают великой силой против врагов зримых и незримых.
- Мне показалось, что там, на переправе, я видел сияющую белую фигуру - она одна не стала расплывчатой, как все остальные... Это был Глорфиндель?
- Да, на мгновение ты увидел его таким, каков он в другом мире: один из могучих Перворожденных. Он - эльфийский лорд из королевского рода. Воистину, в Ривенделле еще жива сила, что пока может противостоять мощи Мордора; а в других землях есть силы иные...
Значит, Глорфиндель - эльф из Амана. То есть, опубликованный текст исключает возможность его происхождения от гондолинского эльфа. Он мог жить в Гондолине, но не мог быть рожден там или позднее среди изгнанников. То есть решение не делать Глорфинделя потомком Глорфинделя второго было на самом деле принято очень рано, еще до выхода "Властелина Колец" в свет. Но это не значит, что он и Глорфиндель Гондолинский были одним и тем же.
Во "Властелине Колец" Толкин дает читателю ровно столько информации, чтобы намекнуть на то, что Глорфиндель был очень высоким лордом среди эльфов, но не более того. И только дойдя до "Сильмариллиона" и прочитав о его великом подвиге, мы узнаем его трагическую историю. Но даже рассказ о Гондолине оставляет чувство какой-то неполноты. В "Сильмариллионе" это всего лишь компиляция фактов, подобранных Кристофером из "Падения Гондолина" и "Прихода Туора в Гондолин". И в нем нет тех великих вещей, о которых рассказывается в "Падении Гондолина". И больше в "Сильмариллионе" Глорфиндель нигде не упоминается, кроме разве что того, что он командовал одним из флангов Тургона в Нирнаэт Арноэдиад.(избранные места из О Глорфинделе
Из всего вышескомпилированного делаем вывод: Глорфиндель Лаурэфиндэ, лорд Золотого Цвета, победитель барлога из Гондолина, и есть военочальник Элронда в Третью Эпоху. Кстати, ему же приписываются слова в адрес Ангмарца - "не от руки мужа падешь ты!"
Это была теория с примером. Я бы могла еще посмотрет в "Речах Финрода и Андрет", но хуже них только "Шибболет Феанора", поэтому ограничусь ссылками на это произвеление. К слову, "Падение Гондолина" и "Приход Туора в Гондолин" - это, если не ошибаюсь, часть "Неокончанных сказаний". Еще одно маленькое доказательство - "а Фелагунд смееться в Валиноре" (Ле о Лейтиан). Стоит отметить, что сам Фелагунд, он же Финрод, до этого успел умереть, спасая Берена, и был почти сразу же возрожден.
Доказать Вам, что возвращение эльфов к жизни придумал не г-н Per-умов я явно смог(ла). Теперь мы пришли к основному вопросы - мог ли возродиться Феанор?
В теории - мог. Первый камень в эту теорию - фраза "и дух его никогда не покидал Чертогов Мандоса" (Сильмариллион, главу не помню). Но, увы, 100% по канону идут только классические жесткие мистериальные игры, а у нас явно не мистерия, а игра по книге.
Тем более, что по пророчеству о Дагор Дагорат, Битве Конца Времен, Феанор вновь обретет Сильмариллы, принесет их Йаванне, и она возродить Древа Валинора. Я текст не помню, смысл таков. Будете спорить?
Изходя из выше сказано, претензии на тему "ты, типа, канонистка, но играешь Феанором" больше не принимаются.
Поехали дальше - людская магия.
Чары и Магия в книгах профессора Толкиена. По статье Эйлиан
Во-первых, о назгул.
У Толкина о жизни людей, ставших потом назгул, сведений дано очень мало. Слово "назгул" - из чёрного наречия, означает оно "призрак кольца". Таким образом, название "назгул", по всей вероятности, применяется к ним только тогда, когда они уже стали призраками. В повести лет Второй эпохи есть запись: " 2251 ... примерно в это время впервые появляются назгул (призраки колец), рабы Девяти Колец". Здесь не уточняется, появились ли к этому времени все назгул, или только часть.Приведём теперь то немногое, что известно об их прошлом.В Сильмариллионе говорится: "Те, кто носили Девять Колец, обрели в свои дни могущество - то были великие короли, колдуны и витязи прошлого"."Были и злые нуменорцы - приверженцы Саурона, но в действии они не участвуют (кроме как опосредованно - те злые короли, что стали призраками колец, назгул)". "Но Саурон всегда был коварен, и говорят, что среди тех, кого он заманил Девятью Кольцами и обманул, трое были из числа могущественных нуменорских властителей".В Неоконченных сказаниях упомянут также Хамул, назгул, "второй после главного". Он назван там так же "Тень Востока" и "Чёрный Человек с Востока". Возможно, второе имеет отношение к его прошлому. О нем там еще сказано, что он лучше всех других назгул, кроме самого Черного предводителя, чуял присутствие Кольца, но что, также, именно он больше всех терял силу и приходил в замешательство от дневного света.Часто полагают, что предводитель назгул при жизни был королём Ангмара - на самом же деле в Ангмар он пришел, будучи уже главой назгул. Что же касается его человеческого прошлого, то оно неизвестно в точности. Гэндальф говорит о нем: "В прошлом он был великим королём и чародеем", но здесь неясно, идёт ли речь о том, кем он был до того, как стать назгул, или же о том времени, когда он уже им стал (например, о том периоде, когда он был королём Ангмара).
Властелин колец, книга 2, глава 2; Приложение Б Сильмариллион, "Падение Нуменора", "О кольцах власти и конце третьей эпохи" Неоконченные сказания, часть 3, глава 4 Письма JRRT, #156
Во-вторых, о магии людей в частости и о Магии и Чарах вообще.
Итак, магия - это то воздействие на мир, которое оказывают Айнур: они обладают знанием изначальной информационной структуры Арды, причем они сами творили ее, а потом видели ее целиком со стороны. И потому они способны продолжить Музыку, продолжить творение. Их слова - все равно, что кисть художника, перекраивающая изображение по его воле. Потому что они не из Арды. Они со-творители, их магия - продолжение конструирования мира, постороннее воздействие.
<...>
Эльфы - не маги. И даже не "магические существа".
Они куда естественнее, чем пришедшие впоследствии люди. Они телом и душой являются частью структуры Бытия. Им дано лучше, чем людям, понимать эту структуру, но они не способны даже мысленно выйти за ее пределы и посмотреть на нее "со стороны". Не говоря уж о том, чтобы напрямую переделывать ее.
Их воздействие, которое Толкиен называет чарами куда тоньше и слабее. И красивее. Они воздействуют изнутри, примерно так, как обретшие собственную волю персонажи у хороших писателей влияют на сюжет. Лучше, чем Толкиен, тут не скажешь, но и я попробую объяснить, что я имею в виду. Кстати: помните - люди эльфов боялись и не понимали? При том, что эльфы всегда были Добрым Народом. Люди не могли понять, что же такое эльфы творят, вроде бы ничего, руками не машут, страшных слов не говорят, а что-то в мире меняется. Их творчество - Искусство, или Чары, связано оно с Вторичным Миром. Вторичным по отношению к тому, который является обиталищем их физических тел.
Толкиен говорит, что эльфы способны создать Вторичные Миры, в которые могут зримо войти и создатель и зритель. Как это ни тяжко, при попытке осознать, что такое Искусство, приходится исходить именно отсюда. Эти Вторичные Миры во всем, что создают эльфы - будь то песня, или кольцо, или столь мерзкая вещь, как меч... Они сплетают Вторичные Миры с Первичным (для них), и тонкое понимание внутренней структуры Первичного Мира является необходимым требованием для того, чтобы они могли его с чем-то сплетать.
Но Вторичный Мир - полноправная реальность со своими законами, и, сплетая Вторичные Миры с Первичным, они привносят в Первичный Мир эти законы, и, таким образом, через свое Искусство опосредованно влияют на Первичный Мир, изменяя его. Именно это тонкое и прекрасное влияние и ушло из Средиземья, когда потеряли силу Кольца и из серебристой Гавани уплыл корабль... В нашем мире его нет. Но это по нему мы тоскуем, когда тоскуем об эльфах. Это его пытаемся осознать, когда говорим про "эльфийскую магию". А оно такое тонкое, что стоит что-то недопонять - рвется и исчезает...
Как видите, Чары имею мало чего общего с воздействием Айнур. Но вот парадокс: каждый отдельный эльф - не маг, но они все-таки изменяют мир при помощи информации, значит о Магии Эльфов в каком-то смысле можно все-таки говорить... (и сам Толкиен порой использует слово "магия" для обозначения воздействия Вторичного Мира.) Но эльфы внутри своей магии, она едина и скорее сама властна над ними, чем они - над нею.
А что такое магия людей? Не знаю. Люди - нечто среднее между эльфами и Айнур: их тело принадлежит Арде, а дух - нет. Но духи людей не были Со-творителями Арды, и это главное, чем они от Айнур отличаются. Им доступен "метафизический" взгляд на мир, т.е. они могут мысленно выйти за его рамки, зато глубокого внутреннего понимания мира им не дано. Они познают его гораздо более ментально, чем эльфы, которым о многом говорить-то не надо. (Кстати, здесь должны лежать глубокие различия в структуре языка.) Людям присущ аналитический подход, им труднее увидеть за деталями целое. Но главное - они "снаружи".
Таким образом, Чары им не подвластны, а магия... Они могут выучить какие-то "волшебные слова", но вряд ли способны понять тот язык, из которого эти слова приходят.
Итак, магия в мире Толкиена (и магия, и чары) является сложной структурой, вплетенной в структуру мира. Ее законы - часть 1000 закономерностей этого мира. Неудивительно, что пренебрежение ими ведет к исчезновению "духа Толкиена", потому что мы, пренебрегая этими законами, по сути, разрушаем реальность Средиземья. Опять же, будь то статья, квэнта, игра или треп...
Милости прошу, прочитать сию статью, откуда я это цитировала - Эйлиан. Магия, как она есть.
Она слишком известна, принята толкиенистким сообщество и абсолютно правдива при имеющихся у нас источниках, так что спорить и опровергать ее смысла нет абсолютно. Пример из книг написан в самой статье - "Ле о Лейтиан", "Поединок Финрода с Сауроном".
Комментарий Митриллиан к статье, думаю, Вам он будет важен. Касательно Колец.
Ни один эльф не мог с помощью Искусства заставить потечь реку вспять.
Ну, вспять не вспять, но Элронд смог превратить реку в бурлящий поток. С помощью своего Кольца, возможно, но ведь заставил же. Речные кони могли быть и иллюзорными, но назгульские лошадки потопли взаправду. С другой стороны, возможно, в этом и заключалась идея Колец - сплав Чар с Магией. Вот что Аннатар-то эльфам Остранны дарил - Магию свою.
С этим вопросом мы тоже покончили. Приступаем к самому сложному - оркам. Раданг, надеюсь на твою консультацию по спорным вопросам - я типичный(ая) эльф(а), тем более из нолдор, пусть и трижды Темная и четырежды проклятая именем Намо Мандоса за свои многочисленные грехи.
Орки - who is who
Я не собираюсь писать столь же длинные ответы - я уже сказал(а), что я не специалист касательно этого народа. Я просто отправлю Вам на настоящие статьих с доказательствам.
Начнем...
Туилиндо "Орки: происхождение и сущность"
Elenhil Laiquendo "Текстологическая основа спора об одухотворенности орков у Толкина"
И более старые вещи, образца 1998 года:
Осгогер "Орки: кто они и откуда"
Ринглин "Просихождение орков"
Вот, собственно, и все, что я хотел(а) Вам сказать. Вы дальше будете утверждать, что я, де, не канонистка?
Очнитесь ото сна - канонист не есть тот, кто свято и всецело придерживается канона. Канонист есть тот, кто ЗНАЕТ канон и умеет ИСПОЛЬЗОВАТЬ его. Вы этим похвастаться не можете. На все Ваши притензии я ответил(а) выше, пусть и не всегда своими словами.
Мудр не тот, кто все знает наизусть, мудр тот, кто знает, где что можно найти.
Ах, последнее - Черные гномы. Как же я мог(ла) забыть!
Не могу удержаться от цитированья песни Драко "Письмо к Нику Перумову":
"Всех вы озадачили Черными гномамИ:
Ежель они Черные, то почему не с нами?
А ежель они гномы, то почему не против нас?"
Вы говорили, что у Толкиена названы только шесть праотов гномов? ЩАЗ!
В соответствии с происхождением от одного из семи праотцов, гномы делились на семь родов. Они назывались Longbeards ("Длинные бороды", на языках эльфов это звучало Андафагнар, Анфангрим, а на языке гномов - Сигин-тараг, также назывались "народом Дурина"), Firebeards ("Огненные бороды"), Broadbeams ("Широкозадые"??), Ironfists("Железные кулаки"), Stiffbeards ("Жесткие бороды"), Blacklocks("Черные волосы"), Stonefoots ("Каменные ноги"). Все эти названия (кроме Longbeards и "народ Дурина") и дальнейшие сведения взяты из книг серии "History of Middle-Earth".
АнК "Гномы"
Жду Вашей реакции.
Уверяю Вас, требовать от меня тоже самое в три часа ночи по ханойскому времени и в полночь по Москве было слишком жестоко, но свои обещания я выпоняю. Принципы.
С уважением, Феанор (Лисса Тинвэнис Руссавэндэ, Темная полумайэ из Первого Дома нолдор)